Камышин в «мире грез», или Как Стенька Разин стал звездой синематографа

В конце XIX – начале XX века французское слово «синема» не сходило с уст. Оно завораживало и пленяло людей в разных уголках Старого и Нового света. Сказка наконец-то воплотилась в жизнь: мир получил возможность смотреть на себя со стороны на маленьком прямоугольном полотне под тихий скрип вращаемой ручки проектора и аккомпанемент фортепиано. Позже эту сказку назовут миром грез. В конце XIX века братья Люмьер нарекли ее «синематографом».

Ну а что же Камышин? Так и жил-поживал в провинциальной дреме, не ведая, какой подарок получило человечество? Как выясняется, нет. И о том пойдет речь ниже...

ВЕЛИКОЕ НАЧАЛО

В начале XX века истинными радетелями прогресса (не забывающими, к слову, о своем кошельке!) в Камышине были купцы. Среди них широкой известностью пользовался Г. И. Фадеев. Он славился своими лошадьми, имел двухэтажный особняк на центральной улице Саратовской (Октябрьской) и был гласным (депутатом) городской Думы. В 1907 году  купец Фадеев на улице Пушкинской  открыл первый стационарный синематографический иллюзион «Патэ» (за зданием нынешнего Пенсионного фонда).

 Таким был синематограф «Патэ», ставший в советское время кинотеатром «Молодой ленинец». Здание, увы, снесено.


Таким был синематограф «Патэ», ставший в советское время кинотеатром «Молодой ленинец». Здание, увы, снесено.

Нетрудно представить себе, как была очарована камышинская публика. Одна вывеска-реклама уже приводила в трепет: близость Франции, аромат духов, бомонд, шансон – она вмещала в себя весь мир! Что же  таит в себе столь экзотическое для наших мест название?..

В 1890 году фирму основали два брата парижанина по фамилии Pathe. В 1902 году «Патэ» перенесла свою деятельность в Великобританию, а в 1970 году прекратила свое существование. Осталось лишь знакомое нашим бабушкам и дедушкам слово «патэ-фон». К слову, первый в России кинорепортаж был снят на коронации Николая II операторами именно этой французской фирмы. Легко предположить, что вначале века купец Фадеев, не долго думая, нарек свой иллюзион по названию приобретенного им проектора, тем самым воздав дань уважения как известной фирме, так и моде на все французское.

Так братья Патэ принесли на камышинскую землю удивительный мир братьев Люмьер. Не забудем, однако, и о купцах. Без их денежного участия ничего бы не произошло. Вспомним еще об одном деятельном человеке – камышинском купце А. Г. Докучаеве. Он был истинным радетелем дела прогресса: организовал и возглавил концессию по постройке первой камышинской электростанции. Благодаря ей, в городе засветились первые лампочки Эдисона. В 1912 году Докучаев на подворье своего дома по улице Васильевской (Комсомольской) открыл синематограф «Аполло».

Синематограф «Аполло». (Слева – каким он был построен; справа – современный вид)

Синематограф «Аполло». (Слева – каким он был построен; справа – современный вид)

Прогуляйтесь по улице Октябрьской (бывшей Саратовской)! Вы увидите, что купеческие кинотеатры располагались на соседних улицах. Бывший «Аполло» сохранился до сих пор, а «Патэ», больше известный старшему поколению камышан под названием «Молодой ленинец», к сожалению, давно уже снесен. Синематографы начала XX века размещались почти в двух шагах друг от друга, но какое это имело значение для истинных поклонников мира грез?! Правильно, никакого!

В 1913 году вновь прорыв:  рядом с Земским домом начинает работать первый летний дощатый кинотеатр. Словом, кино пришло в город, чтобы остаться в нем навсегда.

Летний кинотеатр на бульваре (в районе музея).  Деревянное здание сгорело при пожаре.

Летний кинотеатр на бульваре (в районе музея). Деревянное здание сгорело при пожаре.

СТЕНЬКА РАЗИН: СМУТЬЯН И КИНОЗВЕДА

Наше кино ворвалось в историю мировой «фабрики грез» эпической десятиминутной мелодрамой «Понизовая вольница». Снятая в 1908 году кинокартина (другие названия «Стенька Разин», «Разин и княжна») стала первым игровым, художественным, немым фильмом, ознаменовавшим рождение отечественного кинопроизводства.

Афиша фильма  «Понизовая вольница», вышедшего в свет 1908 году

Афиша фильма «Понизовая вольница», вышедшего в свет 1908 году

Провинциальный Камышин еще раз был удивлен кинематографом! Как известно из истории, наш город молодцы Стеньки спалили дотла да еще и, как гласит предание, отстегали кнутом землю, на которой он стоял, – прокляли по языческому обычаю. Мешал, видишь ли, бандитам с большой дороги творить беззакония наш охранный форпост между Волгой и Доном. И вдруг Стенька стал кинозвездой! Видимо, для России это была первая, непредсказуемая PR-акция: вся страна смотрела на безумства пьяного Разина и почему-то возвела его в ранг первой кинозвезды. Вот уж воистину: кинематограф – странная и великая штука, владеющая сознанием миллионов. Вскоре наступит эпоха, которая объявит Разина героем, а фильм «Понизовая вольница» станет культовым народным произведением.

Нам же интересен еще один факт… Задолго до наступления эры кино- и видеопиратства фильм про Разина вызвал множество скандалов вокруг вопроса авторских прав. Сценарист Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей (был и такой!) с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синематографических театрах». Он получил отказ, мотивированный так: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения». Далее указывалось также, что развитие синематографических театров идет во вред развитию «настоящих театральных предприятий»!

НЕТ ЛИ ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА?

В камышинском историко-краеведческом музее сохранилась программка иллюзиона «Патэ», по которой можно узнать много интересного. Например, то, что представление длилось час, из которого 15 минут занимал антракт между сеансами и еще 15 (3 по 5 минут) отводилось на перерывы между отделениями. Итого, на фильмы отводилось ни много ни мало - 30 минут. Заметим, что хронометраж картин в начале XX века составлял от 1 до 4 минут.

В специальном примечании дирекция оставляла за собой право заменять кинокартины. Сегодняшнего зрителя подобное, конечно же, возмутило бы до глубины души, но в то далекое время первых автомобилей, аэропланов и фильмов такая замена не считалась инцидентом... И немного о ценах. Они зависели от возраста – детский билет стоил 15 копеек; и места  (в зависимости от ряда) – от 20 до 30 копеек. Для сравнения, Управа продавала жетоны для отпуска воды из городского водопровода (норма отпуска – два ведра) за 1 копейку, а проехаться на извозчике за город (самый длинный маршрут) обходилось в 30 копеек.

В программке представлены семь кинокартин. Шесть из них отнесены к так называемому «Парижскому репертуару», а две, по-видимому, самые полнометражные (3-4 мин.) имеют почти покадровое описание происходящих в них событий. Это «Война в Марокко» и «Драма под московских цыган» (стиль сохранен). В первом описании  мы видим лишь географию событий и расположение войск. Собственно, все происходящее сводится к последней фразе «множество убиенных». Эдакая предтеча будущих батальных сцен в исторических картинах или даже боевиках.

Программка синематографического иллюзиона "Паттэ" в Камышине

Программка синематографического иллюзиона "Паттэ" в Камышине

Описание «Драмы...» интересно одним тем, что дело, в отличие от остального «Парижского репертуара», происходит в России. Это наше кино! Пользуясь этим, автор программки явно делает упор на национальные чувства: «игра лучших московских артистов и цыган», «...добежав до Москва-реки» и так далее. Между тем разыгранная в фильме история больше смахивает на индийскую мелодраму. Вкратце дело было так: цыган Алеко имеет две роковые страсти – возлюбленную и карты. Он божится  любимой более никогда не садиться за игральный стол, однако «коварный соперник», влюбленный в ту же красавицу, все-таки втягивает его в игру. В итоге, девушка проиграна в карты, но «коварный соперник» ей не мил, а потому она предпочитает смерть. Узнав об этом, Алеко раскаивается и, «добежав до Москва-реки», тоже кончает жизнь самоубийством.

Отметим, что даже при наличии в картине столь душераздирающих сцен никакого штампа «Детям до 16-ти воспрещается» на программке нет. Зато есть «автограф» цензора: «Печатать разрешено».

НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

После столь шумного дебюта кино в Камышине только развивалось. В 1954 году был построен кинотеатр «Победа», а в 1960 году – «Дружба».

Кинотеатр «Победа» на улице Ленина. Ныне – развлекательный центр.

Кинотеатр «Победа» на улице Ленина. Ныне – развлекательный центр.

Кино «крутили» во многих местах: в «Пионере» (ныне спортклуб «Антей» на площади Радищева), Доме офицеров, клубе имени 8-го марта (ныне БТИ у городского парка). Словом, повсеместно. С приходом капитализма о кино почему-то забыли... Кинотеатры закрывались, превращались в другие заведения. На конец XX – начало XXI века в Камышине остался лишь ДДК «Дружба», который был переименован в ЦКД.

Камышане, приходите в кино. Созданная братьями Люмьер сказка, которая так похожа на жизнь, должна возродиться. А иначе, как писал Н. В. Гоголь, скучно жить на этом свете, господа!

Леонид Смелов. Из книги «Камышин. Из века в век» (Волгоград, 2008 год).

Клуб исторических изысканий "КамышинStar" (http://kamyshinstar.ru)

ГАЗЕТНЫЙ ХРОНОГРАФ:

«Набат» (от 1 мая 1919 года): «В летнем кинематографе на берегу Волги (Бульвар) будут даны два кинематографических сеанса…»

«Набат» (от 28 июля 1920 года): «22 июля в Кинематографе «Аполло» Агитационным пунктом пристани был проведен митинг для красноармейцев и рабочих водного транспорта».

«Ленинское знамя» (от 29 мая 1938 года): «Камышинский межрайонный прокатный пункт «Росснабфильм» с 29 мая выпускает на экран кинотеатра «Молодой ленинец» новый звуковой музыкальный кинофильм «Волга-Волга».

«Ленинское знамя» (от 10 октября 1952 года): «Зимний кинотеатр «Молодой  ленинец» с 10 сентября демонстрирует новый художественный фильм «Горе от ума». Начало сеансов в 6 ч. 45 мин., 8 ч., 30 мин., 10 ч. 15 мин. Касса открыта с 4 часов вечера».

«Ленинское знамя» (от 1 мая 1953 года): «Коллективу Камышинского городского отдела кинофикации – участнику Всесоюзного соревнования – в 1952 году присуждена третья всесоюзная премия. Кинотеатр «Молодой ленинец» в минувшем году дал 1 160 сеансов и обслужил 224 тысячи зрителей».

«Ленинское знамя» (от 18 декабря 1968 года): «Фильмом «Арена» дебютировало в нашем городе широкоформатное кино...  Полностью переделан экран, по иному расставлены звуковые динамики. Зритель доволен. И кадры, и звук, и общая картина объемны, доходчивы, хорошо доносят идею авторов кинорассказа».

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 418 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!