Архитектура Камышина: дом братьев Вебер

На старинной улице Октябрьской расположено красивое двухэтажное здание, которое до сих пор является украшением Камышина. В начале XX века на его фасаде красовалась огромная реклама «Мануфактурный магазин братьев Вебер», «Париж. Вена. Варшава. Мужская и женская одежда».

Этот дом известен как мануфактурный магазин братьев Вебер. Андрей Андреевич Вебер «держал» сарпиночное производство в селе Голый Карамыш. Объем производства составлял 30 тысяч аршин при двух рабочих и 28 надомниках. На сарпиночном производстве брата, Евгения Андреевича, трудилось 48 человек, а денежный объем составлял 23 тысячи рублей.

Камышин. Дом братьев Вебер (на переднем плане - на старинной открытке начала XX века и сегодня)

Камышин. Дом братьев Вебер (на переднем плане - на старинной открытке начала XX века и сегодня)

Что такое «Сарпиночное производство»? Об этом можно рассказать целую историю…

В 1760-х годах в Нижнем Поволжье, в немецкой колонии Сарепта (сегодня — пригород Волгограда) зародилось производство хлопчатобумажной, шелковой и полушелковой ткани, которая вскоре получила народное название «сарпинка». Соответственно, и производство было названо «сарпиночным». Помимо сарпинки, российские немцы производили и продавали полотно, ленты, а также уже готовую к употреблению продукцию - чулки, платки и так далее. Вскоре они освоили и производство так называемого «манчестерского бархата» (он же — бумажный бархат), вельвета, гаруса и плиса.

Дело приносило немалую прибыль, и немцы начали повсеместно осваивать выгодное производство. Основные немецкие колонии (поселения) были расположены между Камышином и Саратовым. Вот там-то вскоре и была создана целая «сарпиночная империя»: фабрики по производству ткани возникли в Мессере (ныне Усть-Золиха Саратовской области), Норке, Голом Карамыше (тоже Саратовская область). В самом губернском центре — городе Саратове — также была открыта фабрика. Её основали братья Шехтель, которые занимались техническими усовершенствованиями процесса.

В Камышинском уезде Саратовской губернии также расцвело сарпиночное производство. Постепенно процесс перешел в руки крупных фабрикантов. В 1840-1850 годах фабриканты Шмидт, Борель, Рейнеке  были известны по всей России. Некоторые из них входили в состав Земских Управ Саратова и Камышина, занимались активной политической и финансовой деятельностью.По сведениям Конторы иностранных поселенцев, в 1866 году в немецких колониях Поволжья существовало 69 сарпиночных фабрик.

К этому времени кустарное производство на деревянных ручных станках приобрело характер надомной («рассеянной») мануфактуры. При кустарной стадии ткачи работали дома на собственных станах, покупая необходимые оборудование и сырье и торгуя сарпинкой на рынке. При мануфактурном производстве ткачей снабжали сырьем владельца мануфактур. Привратившись в наемных работников, ткачи сдавали ткань за плату в сдаточные конторы.

В технологии изготовления сарпинок выделялись операции: окрашивание пряжи, сушка, подготовка ниток к ткачеству, мотание ниток на шпульки, разматывание мотков, снование основы и, собственно, ткачество. Сарпинка продавалась на многих российских ярмарках: Нижегородской, Урюпинской, Кременчугской, а также на Урале и Украине.

К 1870 года сарпиночное кустарное производство пришло в упадок, чему в значительной мере способствовала неравная конкуренция с машинными фабриками. В это время прозвенел «первый звонок» заката сарпиночной империи: производство было ликвидировано в историческом центре - в Сарепте! Сделав выводы, крупнейшие фабриканты Поволжья - братья Бендер, Меркель, Вебер, Кузнецов и Степанов - объединили усилия по реорганизации и модернизации сарпиночного производства. Был расширен ассортимент изделий, введены иногородняя почтовая торговля, рассылка рекламных альбомов с образцами, изучение рынка спроса, а главное улучшена технология производства. Впервые были открыты машинные и аппретурные фабрики Сорокина и Бендера.

Первая мировая и гражданская войны (1914-1920 годы) привели к спаду производства. Некоторый подъем начался с 1918 года, когда произошло объединение ткачей–кустарей в товарищества, артели, а затем в трест «Сарпинсоюз». Но век сарпинки неуклонно клонился к закату…

Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 603 раз(a).
 
Комментарии к записи "Архитектура Камышина: дом братьев Вебер"
Оставить комментарий
  • Марина Степанова пишет...
    09.06.2015 в 01:32

    Спасибо! Мне очень интересна эта тема. Мой прадед из купцов Камышина. Но я, к своему сожалению, кроме этого факта ничего о своих предках не знаю.

  • иренхен пишет...
    06.12.2015 в 18:51

    Спасибо за статью! Очень приятно читать о своих дальних родственниках. Мои Меркели 🙂

Оставьте свой отзыв!